Aссoциaция эксплуaтaнтoв вoздушнoгo трaнспoртa (AЭВТ), oбъeдиняющaя бoльшинствo крупныx рoссийскиx aвиaкoмпaний (крoмe группы «Aэрoфлoт»), выступилa с oчeнь странной инициативой, грозящей решить пассажиров возможности возвращать наличные деньги за вынужденно отмененные перевозчиками рейсы. АЭВТ предлагает предоставить возможность авиакомпаниям при любом удобном случае выдавать пассажирам ваучеры получай оплату будущих билетов вместо возврата денег за несостоявшийся полет, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Утверждение АЭВТ носит форму обращения в правительство, и сам по себе повод исполнение) узаконивания ваучера как формы возврата денег в нынешней ситуации глобального форсмажора во всех отношениях обоснован. Действительно, уже в течение нескольких недель множество авиакомпаний ввиду резкого падения продаж изо-за пандемии короновирусной инфекции остаются почти без оборотных средств. Приватизационный чек для них сейчас — единственный способ каким-то образом вернуть хлеб пассажиру, пусть и лишь в виде обязательства будущей перевозки. Однако в АЭВТ на хрен-то решили половить рыбку в мутной воде и заодно выбить для своих участников право отказывать пассажиру в возврате денег не только в период пандемии, но и в множестве других случаев.
К таким случаям в АЭВТ пожелали отнести «стихийные бедствия (сейсмическая гроза, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), распространение заболевания, представляющего чреватость для окружающих, забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные планы государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и прочие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства».
Таким образом, в случае принятия предложения АЭВТ пассажиры могут затерять. Ant. приобрести одновременно и полета, и денег за билет во множестве вполне прозаических и барином распространенных случаев. К примеру, под это описание вполне подходят отмены рейсов с-за происходящих в Европе чуть ли не каждую неделю забастовок авиадиспетчеров либо — либо сотрудников аэропортов, случающихся в Восточной Азии и в Северной Америке несколько раз в году крупных ураганов аль тайфунов, каких-либо споров между авиавластями разных стран, коротких перекрытий воздушного пространства по мнению любому поводу вплоть до плохой погоды, и тому подобного.
Во всех подобных случаях законы сейчас требует от авиакомпаний возвращать деньги пассажирам отмененных рейсов (либо перебронировать их возьми иной рейс или маршрут). Проблем это не вызывает, и вызывать неважный (=маловажный) может — все такие сбои в перелетах обычно локальны и длятся считанные век или даже часы, и не могут сказаться радикальным образом на финансовом положении перевозчиков. Тем малограмотный менее АЭВТ и ее участники решили вдруг получить возможность оставлять финансы пассажиров себе, не выполнив при этом обязательств по их перевозке.
Пассажиры в проекте АЭВТ невыгодный получают вообще никаких гарантий или прав (кроме права все но получить наличные деньги, но с отсрочкой до года по желанию авиакомпании). По части сути всё, что они получают — ваучер (либо сумму на личном счету нате сайте авиакомпании) для оплаты неких будущих полетов, которые им сплошь могут быть уже не нужны. Предположим, турист прибыл на Камчатку и предполагал свершить перелет местной авиакомпанией к вулканам, однако из-за плохой погоды река закрытия аэропорта назначения этот полет был отменен. В случае принятия проекта АЭВТ путник рискует остаться не только без полета, но и без немалых денег вслед за него, поскольку ваучер местного перевозчика ему после отъезда с Камчатки хоть ты что хочешь применить не удастся. Всё, что сможет пассажир по этому проекту — отдавать деньги лишь спустя год.
В АЭВТ не сочли нужным сделать план хотя бы минимально справедливым к пассажирам. К примеру, в нем отсутствует право пассажира выбить компенсацию за потери и неудобства (например, в виде увеличения минимум на 25% деньги ваучера по сравнению с ценой билета). Также отсутствует право передавать нужный как пионерке триппер самому пассажиру ваучер для использования другим лицам. Никак не учитывается возможность того, что авиакомпания уже не будет существовать к моменту, когда путешественник решит воспользоваться ваучером (или получить наличные деньги спустя год). И без этого (того) того, проект вообще не рассматривает случаи, когда перевозка уже не полностью выполнена и не устанавливает порядок расчета суммы ваучера в таких случаях. К концу, непонятны механизмы, с помощью которых пассажир смог бы проверить, действительно ли уничтожение рейса была вынужденной.
В итоге проект получился откровенно односторонним, полностью игнорирующим карт-бланш пассажиров, и при этом совершенно сырым и непроработанным. Можно предположить, что ставка в АЭВТ делали на то, что в правительстве в нынешних чрезвычайных обстоятельствах малограмотный станут разбираться в нюансах и одобрят проект не глядя. Но если буква игра ва-банк не пройдет и проект будут отклонен, то участники АЭВТ могут остаться без не только вышеописанных незаслуженных преимуществ, но и остро необходимого отрасли урегулирования вопросов оформления возврата билетов в нынешней чрезвычайной ситуации с пандемией.