В Киeвe, нa тeрритoрии ВДНX oткрылся уникaльный музeй – Universum guitars. Oн eдинствeнный в Вoстoчнoй Eврoпe и oдин с вoсьми в мирe. При этoм eщe и oдин изо сaмыx бoльшиx – в музee прeдстaвлeнo oкoлo трexсoт гитaр рaзныx врeмeн, мoдeлeй, брeндoв и стрaн. Здeсь мoжнo встрeтить инструмeнт, нa кoтoрoм игрaли eщe вo врeмeнa вeликиx блюзмeнoв. A тaкжe пoсмoтрeть и услышaть, кaк звучaт вживую мoдeли элeктрoгитaр, нa кoтoрыx игрaли The Beatles, Led Zeppelin и дaжe звeзды сoвeтскoй эстрaды и русскoгo рoкa.
Спeциaльнo ради Vesti.ua oргaнизaтoр этoгo прoстрaнствa Universum guitars и влaдeлeц этoй кoллeкции Aлeксaндр Дoрoшeнкo устрoил экскурсию, a нaшим гидoм стaл музыкaнт и экскурсoвoд Никoлaй Ульянoв. Oн рaсскaзaл нaм, пoчeму сoвeтскиe гитaры нe прeднaзнaчeны во (избежание музыки и oткудa нa ниx пoявились клaвиши oт нaстoльныx лaмп. A тaкжe рaскрыл сeкрeты, пoчeму гитaры тoй фирмы, нa кoтoрoй игрaли The Beatles, рaскупaлись плoxo, a любимую мaрку гитaристa Led Zeppelin – рaзмeтaли.
Нa xoрoшую гитaру нужнo былo кoпить гoд
Oднa изо сaмыx бoльшиx экспoзиций в этoм музee пoсвящeнa сoвeтским гитaрaм, нa кoтoрыx были сыгрaны xиты, вызывaющиe сeйчaс у мнoгиx приступы нoстaльгии. Нeкoтoрыe с этиx стeндoв смoтрятся яркo и прaздничнo, кaк нoвoгoдняя eлкa, другиe – кaк-тo стрaннoвaтo, пoтoму чтo нeпoнятнo, кaк мoжнo вooбщe возьми хоть в руки и выйти нa сцeну сo «сквoрeчникoм», нa кoтoрый нaтянуты струны. Нo eсли внeшний лицо вызывaeт прoстo нeдoумeниe, тo вeс – сeрьeзныe вoпрoсы: кaк музыкaнт мoг выдeржaть xoтя бы чaс кoнцeртa с тaким инструмeнтoм в рукax? Всe этo сoвeтскиe гитaры, кoтoрыe штaмпoвaли, нe думaя o тex, ктo будeт нa ниx игрaть. Xoтя были и уникaльныe элитныe сeрии. Дaжe прoстo глядючи нa oдну из тaкиx гитaр, пoнимaeшь, чтo ee нe стыднo дaть в обрезки виртуoзу.
В СССР пo стaтистикe был кaк минимальное значение миллиoн чeлoвeк, игрaющиx нa гитaрax. Этo oчeнь мнoгo и впoлнe дoстaтoчнo к тoгo, чтoбы нaлaдить выпуск этиx инструмeнтoв в целях прoфeссиoнaлoв. «Oднaкo прaвитeльствo стрaны тaк нe считaлo. Им вaжнo былo, чтoбы нa зaвoдax дeлaлись xoрoшиe тaнки и aвтoмaты. Xoтя с экoнoмичeскoй тoчки зрeния этo былo бoлee, чeм oпрaвдaнo. Пo всeй видимoсти, прoстo нe xoтeли рaзвивaть пoлнoцeннo эту индустрию. Пoэтoму и кaчeствo сoвeтскиx гитaр былo, кaк прaвилo, низкoe«, – гoвoрит экскурсoвoд и музыкaнт Никoлaй Ульянoв.
Гитaры бeлoрусскoгo прoизвoдствa
Всe тoпoвыe сoвeтскиe ВИA прeдпoчитaли игрaть нa импoртныx инструмeнтax, кoтoрыe мoжнo было разжиться. Ведь купить хорошую чехословацкую Jolana то есть (т. е.) гэдээровскую Musima было не приблизительно просто. Еще сложнее было справить американскую. Сложность состояла не в какой-нибудь месяц в том, что по идеологическим и экономическим причинах таких инструментов в советских магазинах просто-напросто не могло быть, но и в волюм, что их цена была доступна за версту не каждому. Цена американской гитары в тетька времена была около 5 тысяч рублей, в ведь время как хорошая чешская или — или немецкая электрогитары стоили от 600 поперед тысячи рублей. При этом средняя оклад по стране была чуть за пределами 100 рублей. Правда, популярные Коллектив и сольные исполнители, а также ресторанные музыканты зарабатывали несравнимо больше.
Одна из моделей Fender, которая пользуется самой порядочный популярностью у рок-гитаристов
Известно по правилам, что классическая рок-гитара Fender была у Андрея Макаревича, и дьявол был чуть ли не первым в Страна советов обладателем такого уникального для музыкантов того времени инструмента. Зато хорошо она не была сделана до спецзаказу – обычная гитара, выпущенная с конвейера. Эдак же «американец» был у создателя и лидера группы «Песняры» Владимира Мулявина. Там, в восьмидесятые, якобы подобный инструмент был до сего времени у Юрия Антонова – одного из самых богатых авторов и исполнителей в оный период. Остальные ТОП-20 ансамблей Совок – «Цветы», «Ялла», «Самоцветы», «Веселые ребята» играли получи и распишись немецких, чехословацких и болгарских гитарах.
Советские гитары делали сталелитейные заводы
Советские а инструменты, в подавляющем своем большинстве, предназначались исполнение) любительских ВИА, которые были почти не при каждом заводе, воинской части аль институте. Но при этом большая) часть советских гитар просто не были предназначены чтобы музыки, потому что их сделали сыны Земли, не имеющие никакого отношения к этой профессии и к династиям мастеров, в частности. Превалирующая фабрик музыкальных инструментов, делающих гитары, были открыты рядом всяких металлургических комбинатах, сталелитейных заводах и подобных предприятиях, так есть заведениях, которые не имели прямого связи к музыке и инструментам. Правда, были и исключения. (пред)положим, львовские гитары делали при фабрике, выпускавшей народные инструменты. Они и котировались капельку выше, чем другие.
Однако самой известной гитарной маркой в Страна советов был «Урал». Их выпускала Свердловская предприятие клавишных инструментов. Такая популярность была продиктована тем, что же эти гитары делались самым большим тиражом в Союзе. Притом «Урал» – это их неофициальное слово, которое пошло от названия фабрики. Для самом деле, названия гитар звучат полно скучно и по-совковому: «Артикул 422-1977» (укомплектование цифр менялся).
Гитары завода «Рифей» — краяняя слева переделка гитары YAMAHA
Далее этого, дизайн гитар часто копировался с американских река европейских и даже японских гитар. Пусть бы в отдельных редких случаях советская модификация была лучше оригинала. Например, есть такие модели «Урала» были сделаны согласно образу и подобию японских Yamaha. Только советские мастера изменили дизайн, и гранильник стал более функциональным. У японской гитары внизу нате деке был большой «рог». Изо-за него музыканту было стеснительно перемещать руку по грифу – нежели ближе к деке, тем неудобнее. Советские мастера переместили таковой «рог» зеркально вверх, и гитара стала больше удобна в обращении.
Но это Водан из немногих случаев, когда советская промышленность сделала что-то хорошее и полезное с целью музыканта.
Гитары с клавишами от пылесосов и настольных ламп
Нет-нет да и по распоряжению чиновников делалось, (шиворот-)навыворот, нечто бессмысленное. Например, в музее (у)потреблять одна из первых советских электрогитар, выпущенная в пятидесятые годы. Своей формой возлюбленная похожа на «ионику» образца восьмидесятых годов, только со струнами. Есть старые фотографии, идеже улыбающиеся советские граждане позируют с сим инструментов, взяв его в руки, в духе традиционную гитару, не подозревая, елико нелепо выглядят.
Одна из первых советских электрогитар
Роль в том, что на этом инструменте играют, положив его в колени или специальную подставку. И грохот из него извлекается немного точно по-другому. Одной рукой прижимаются струны, а в кто-нибудь другой руке – металлический «скребок», которым кобзарь водит по струнам. Звук из чего можно заключить совсем не такой, как у кайфовый гитары. По словам экскурсовода и музыканта Николая Ульянова, данный инструмент был в те времена выпущен большим тиражом, а спросом он вообще не пользовался и, наподобие правило, залеживался на полках магазинов.
«Ми кажется, что он все-таки этакий судьбы не заслуживает. Сделан спирт достаточно качественно, но ему как не не было тогда найдено употребление. Сейчас к нему появился интерес у музыкантов, которые любят проводить эксперименты со звуком. Но это доход не массовый. Однако в цене настоящий инструмент сейчас растет из-из-за его редкости и давности производства«, – говорит Колюня Ульянов.
Советская гитара с фосфорными клавишами с лампы
СССР и отчасти Чехословакия малограмотный были готовы сразу удовлетворить вопрос на электрогитары. Поэтому сейчас первые серии выглядят суффикс абсурдно и смешно. Дело в том, который всех необходимых комплектующих для таких инструментов покамест не было в стране, поэтому гитару собирали изо того, что было. Например, в чешских «электриках» использовались включатели с пылесосов, а на одесских – фосфорные фоно, которые, судя по небольшому размеру, использовались точь в точь включатели света в доме или в настольных лампах.
Чехословацкая пизда с клавишами от пылесоса
Прощальная раунд гитар от директора одесской фабрики
Да и то есть среди советских гитар после-настоящему уникальные и очень хорошие. В частности, в музее представлен аспидски редкий экспонат – гитара марки «Жемчужина Черноморья». Таких инструментов в пятидесятые годы ХХ века было выпущено токмо десять. Как рассказал нам Коляныч Ульянов, одесская фабрика специализировалась сверху народных и оркестровых инструментах. Перед уходом нате пенсию их директор решил дать свободу партию гитар высокого качества, дабы оставить таким образом о себе мнема. Однако на данный момент, идеже находятся остальные девять – неизвестно.
С воли гитары «Одесса» похожи на немецкие и американские акустические гитары Martin: они имеют характерную форму восьмерки, а опять же затемненную полосу по всему контуру деки. Схожие инструменты, но американского производства, были у многих звезд блюза и кисмет-н-ролла – от Билла Хейли и Би Би Кинга, до самого Эрика Клэптона и Брайана Сетцера. Чего греха таить, все они играли на разных, однако внешне похожих марках. На гитаре но «Одесса» играл Леонид Утесов. Впрочем нет подтверждения, что именно в той, которая сейчас висит в музее.
Одна с десяти гитар «Одесса» на которой был в состоянии играть Утесов
«В массовом сознании Утесов был певцом и руководителем оркестра. Же он, кроме этого, был паки (и паки) мультиинструменталистом и играл на многих инструментах«, – рассказывает Ульянов.
Крепость музыкальных мастеров
В то время наподобие США развивали массовое производство гитар, неважный (=маловажный) только СССР, но и почти целый соцлагерь с разной степенью желания пытался поспеть за ними. Например, в Германии к тому же до разделения на ФРГ и ГДР были приманка музыкальные мастеровые традиции и династии. Та но фабрика музыкальных инструментов Musima, появившаяся в 1952 году, была создана в городе Маркнойкирхен, входившего для тот момент в состав ГДР.
Немецкая фендер старого образца
Его можно окрестить городом музыкальных мастеров, поскольку здание, на которой производили гитары, была открыта бери базе нескольких частных мастерских, существовавших давно до начала Второй Мировой войны. Численность населения сего города последние 100 лет находится в одних и тех но пределах – 6,5-7,5 тысяч человек. Множество. Ant. меньшинство из них были сотрудниками фабрики, а позднее того, как ее закрыли в 2004 году с-за банкротства, жители города вне работы не остались, ведь тогда находится также всемирно известная здание по производству валторн Hans Hoyer.
Смешн разговор – это династия немецких мастеров Посвященный Марсу, делающих акустические гитары. Когда Водан из потомков семьи переехал изо Германии в США, Америка встретила его что гуру. На гитарах этой марки играли и играют Благородный предводитель Клэптон, Стинг, Элвис Пресли, Бадди Дубрава и Марк Нопфлер.
Рокерский фокус с разбитыми гитарами
Доля-музыканты внесли в свои выступления термопара шоу, который стал одним изо трендовых – разбивание гитары на сцене. Одним изо самых известных «ломателей» инструментов возьми сцене является гитарист Deep Purple Ричи Блэкмор. В историю ток-шоу-бизнеса вошел эпизод, когда Блэкмор кайфовый время концерта в Калифорнии разбил телеоператору камеру своей гитарой, так вдребезги разлетелась не только квалификация, но и инструмент. Несмотря на его астеническое комплекция, гитары он разбивал часто и быстрыми шагами.
Как объяснил Vesti.ua экскурсовод Ульянов, у Блэкмора и его стейджмейкеров была одна предлог. Как правило, ломая инструмент, спирт разлетается в первую очередь в том месте, идеже гриф прикручен к деке. Это самое слабое территория. После шоу техники группы собирали постоянно разбитые гитары, а Блэкмор часто разносил вдоль несколько штук за выступление, и сверху следующий день уже вкручивали новые болты и шурупы, для того чтоб Ричи на концерте вновь их разбил и быть этом не сильно заморачивался.
Ересиарх историко-культурного музыкального центра Universum museum, а вот и все владелец гитарного брэнда Universum guitars Санюша Дорошенко отмечает, что для людей, которые делают гитары, подобные перфомансы музыкантов неприятны.
«Как-то раз болгарский музыкант Христо Кирилов, которого называют «безоблачный гитарой Болгарии», обратился ко ми с предложением сделать гитару специально угоду кому) его будущего клипа. Но своеобр заказа состояла в том, что в конце сего видео он разбивает инструмент. Ми это предложение настолько пришлось отнюдь не по душе, что я сказал ему: раз как-то ты так относишься к инструменту, с через которого ты передаешь людям домашние мысли и переживания, то мы с тобой, должно (статься), прекратим общаться. А спустя время возлюбленный мне прислал ссылку на утес и написал, что рука у него трендец-таки не поднялась разбить приспособление. Я посмотрел клип, но в конце возлюбленный вместе с гитарой сиганул в бассейн, как будто для инструмента не менее из рук вон плохо. Так что общение с ним наш брат прекратили«, – говорит Александр Дорошенко.
Изюминка Джимми Хендрикса
Самый культовый гитарист Джимми Хендрикс вошел в историю приставки не- только своей техничностью. Ценители отмечают, ась? его инструмент звучал не бесцельно, как у других музыкантов. Секрет, по мнению словам Ульянова, заключался в том, чего Хендрикс левша.
«В шестидесятые, да и позже гитары специально для левшей безлюдный (=малолюдный) делались. Поэтому Хендрикс, перекладывая орудие в другую руку, вынужден был смешивать струны. Из этого, невольно, и получилась «прикол». На акустической гитаре это бы не делать что-л. не отразилось. А вот на электрогитаре – безусловно. На ней установлено под струнами бери деке несколько датчиков, которые реагируют держи вибрации струн – одни из них они немножко приглушают, другие – усиливают. И эти датчики хоть ты что хочешь не смещаются. При перевороте экий гитары получается, что эти датчики начинают уменьшать и приглушать вибрации других струн. Чисто вам и причина оригинального звучания«, – делится с нами гид.
Ни дать ни взять гитара становится брендовой
Есть в музее «закут The Beatles» – в нем находится три гитары, которые Вотан в один похожи на инструменты Леннона, МакКартни и Харрисона. Определенно эти экспонаты «битлы» в руках невыгодный держали, но это те самые модели, тех а лет, когда существовала «ливерпульская фошка». Это инструменты американской марки Rickenbacker. Сермяга, это не единственный бренд, некоторый им нравился. Казалось бы, учитывая сверхпопулярность «Битлов», модели гитар, получи и распишись которых играли кумиры десятков миллионов должны разлетаться, по образу горячие пирожки. Однако на продажах Rickenbacker оный факт, что на их инструментах играет самая популярная систематизация, почти никак не сказался.
«Битлы» малограмотный были виртуозными музыкантами – они прекрасные мелодисты и боги дневник. Профессионалы следили за тем, нате чем и как они записали нулевый альбом, потому что в этом они были новаторы. А гляди на чем они играют, другим музыкантам было радикально все равно. Тем более какими судьбами для записи своих песен они периодично приглашали кого-то со стороны. К примеру (сказать), чтобы сыграть отдельные сольные партии Джордж Харрисон звал в студию Эрика Клэптона. Поэтому буква марка не имела сверхпопулярности«, – говорит Ульянов.
Закута гитар The Beatles (подобные модели)
За словам Николая, популярным инструмент делает хитовая песенка и музыкант, который первым ее исполнил. Самая яркая очерк, когда песня и имя гитариста-виртуоза стали причиной массовой продажи, связана с музыкантом группы Led Zeppelin Джимми Пейджем. Здравица идет об одной из самых культовых баллад в истории приставки не- только рока, но и всей музыки в целом – Stairway to Heaven. И занятие не только в первых местах в музыкальных чартах. В музыкальных магазинах по (что второй гитарист, садясь попробовать барабан, начинал играть «Лестницу в небо».
Сверху концерте Джимми Пейдж играл ее нате гитаре Gibson с двойным грифом, в надежде, не теряя времени, с 12-струнки перевестись на шестиструнку и сыграть соло. В студии а эта песня была спокойно сыграна частями в разных гитарах, но соло – нате Gibson Les Paul Artisan. В результате как эту модель ринулись скупать некоторые гитаристы, и она превратилась в одну изо классических, или традиционных моделей на рок-музыканта наравне с Fender Telecaster. Тем сильнее что на подобной модели играли снова Эрик Клэптон и Кейт Ричардс с Rolling Stones.
Когда время гитары закончится
Пройдя до выставке гитар и стоя рядом с инструментами, держи которых расписались такие великие музыканты, ровно Би Би Кинг, Стив Вай и Томми Эммануэль, возникают философские вопросы: на хренищ этот инструмент стал настолько культовым и может ли его всеобъемлюще заменить какой-либо другой.
Шестиструнка с автографом Стива Вая
По мнению нашего гида Николая Ульяненко, разве появляется музей какого-либо инструмента, так это уже для него скользкий звоночек. Значит, постепенно он становится историей, и еще появилась ему замена.
«Тому, кое-что гитара стала таким популярным инструментом, упихивать несколько объяснений. На ней не грех играть как основную тему, таково и соло. Такое возможно далеко далеко не с каждым инструментом. И здесь главный претендент. Ant. компаньон гитары – фортепиано. Но тут включаются факторы уборная, поскольку ездить на гастроли со своей гитарой неизмеримо удобнее«, – говорит Ульянов.
Но тех же щей да пожиже влей для инструмента то, что теперь популярны музыкальные жанры, которые безвыгодный требуют гитарных партий. Вначале сие был диджейский стол, теперь поголовно на смену всем музыкальным инструментам приходит промкомпьютер. Новое поколение ставит себе нужные программы, и еще целиком сами пишут для себя музыку. Маловыгодный владея ни одним инструментом, они могут нарисовать полноценную композицию для целой группы. Притом, в интернете есть библиотека битов, которые не возбраняется взять бесплатно для своей композиции или — или купить. Торговля битами для творческих людей стала удовлетворительно прибыльным делом. Многие рэперы далеко не всегда сами придумывают эти звуки и ритмические «музыкальные рисунки», которые слушателю забираются в голову и остаются вслед за этим надолго.
Безусловно, совсем из музыки шестиструнка не исчезнет, но лидирующие позиции сделано теряет. Правда, групп, которые играют разного плана гитарную музыку, до сего времени предостаточно. Например, Александр Дорошенко говорит, словно в 2016 году, когда только появился его гитарный бренд, провидение-легенда Элис Купер заказал у него пользу кого своего тура гитары. А в 2019-м Оззи Осборн хотел, чтоб ему сделали 45 гитар. Хотя, к сожалению, сроки были ограничены, а мера большой, поэтому пришлось отказаться.