Пeрeвoд рeйсoв в нoвый aэрoпoрт Стaмбулa внoвь oтлoжeн бoлee, чeм нa двa мeсяцa. Тeпeрь трaнсфeр рeйсoв с нынeшнeгo oснoвнoгo aэрoпoртa Ataturk вмeстo 31 дeкaбря oжидaeтся в мaртe, сooбщaeт сoб.кoрр. Travel.ru.
Причинoй стaлa нeгoтoвнoсть отдельных служб нового аэропорта к обслуживанию вдруг всего объема рейсов аэропорта Ataturk. Напомним, что сейчас из нового аэропорта совершается пяток рейсов в день, запуск еще нескольких (в Трабзон и Адану) планируется в ближайшее эра. Кроме того, в аэропорту не до конца готовы торговые и ресторанные площади.
Тем временем аэропортовая дом колхозника Yotel, которая будет работать прямо внутри терминала, начала прием бронирований. Стать в ней можно будет также с марта. Отель находится в левой части терминала и располагает 451 сверхкомпактными номерами, сотенка из которых будут уже за линией паспортного контроля и предназначены в основном к транзитных пассажиров.
Точная дата перевода рейсов пока не объявлена: сие с равным успехом может быть и 1 марта, и 31 марта — день, когда зимнее табель меняется на летнее. Нельзя даже исключать, что этот второй метастаз (изначально полный запуск аэропорта планировался на 29 октября) окажется мало-: неграмотный последним, хотя в целом уровень готовности аэропорта высокий.
Напомним, что воздушная гавань задуман как крупнейший в мире, с возможностью обслуживания через несколько лет перед 200 миллионов пассажиров в год (нынешние мировые рекордсмены среди аэропортов имеют вдвойне меньшие показатели). На данный момент готов первый терминал (всего задумано двуха плюс отдельно стоящий конкорс).
Устройство терминала. В терминале, который сверху выглядит как бы гигантская буква Ж, имеется пять огромных посадочных пирсов — А, В, D, F, G (плюс несколько телетрапов в самом основном корпусе — секторы С и Е). Внутренним линиям отведен близлежащий справа пирс (выходы G), а также выходы F1 и F3 на дальнем правом пирсе. В сумме сие дает около двух десятков телетрапов плюс 13 автобусных выходов держи посадку.
К сожалению, навигация в части выходов на посадку (гейтов) на изреженность путаная. Вместо логичной цифровой нумерации аэропорт предпочел очень сложносочиненную буквенную. К примеру, и старый и малый 13 автобусных гейтов внутренних линий сосредоточены в индексах G1 и G3: каждый из них имеет дополнительное буквенное индикатор — например G1A, G1B, G1C, G3F, и так далее. Телетрапные выходы тоже двойные, поскольку в большинстве телетрапных мостов сообразно два выхода — например, вместе расположены G6A и G6B. В результате почти каждый гейт имеет сложное угоду кому) восприятия и запоминания обозначение и возможна путаница с другими выходами с похожим сочетанием букв и цифр — а именно, А10В и В10А, и так далее. Словом, пассажирам придется разгадывать квесты.
Выходы секторов A, B, C, D, E и F — международные (затем F1 и F3). 16 из них автобусные (они занимают часть сектора А), еще побольше сотни — телетрапные. Всего в аэропорту запланировано почти четыре сотни самолетных стоянок, 257 изо которых — удаленные.
Дизайн терминала базируется на местной архитектуре — потолок состоит с 313 куполов, которые должны напоминать о мечетях и дворцах. Обещано, что 800-метровая клуатр магазинов Duty Free будет напоминать улицу Стамбула.
В аэропорту предполагается больше 500 стоек регистрации на 13 «островах». Восемь из них (D, E, F, G, H, J, K, L) займет Turkish Airlines. Установлены 228 кабин паспортного контроля, больше 20 тысяч кресел для ожидающих пассажиров. Обещаны также стойки самостоятельной сдачи багажа, автоматические турникеты нате выходах на посадку и прочие инновации. Как и в прочих турецких аэропортах, каждого улетающего изо Стамбула пассажира ждут два контроля безопасности: один при входе в оконечное устройство, другой — при входе в чистую зону.
Turkish Airlines рассчитывает открыть в новом аэропорту 5 операция-залов: один для пассажиров внутренних рейсов (площадью 3500 квадратных метров), Водан для прилетевших международными рейсами пассажиров бизнес-класса (1000 квадратных метров). До этого времени три будут функционировать в зоне вылета международных рейсов вблизи торговой галереи. Близ этом они будут разделены по различным категориям элитных пассажиров: пользу кого клиентов с билетами бизнес-класса и участников элитных уровней программ лояльности залы будут разными (в соответствии с 4600 квадратных метров каждый). Отдельные залы будут у трех глобальных альянсов авиакомпаний Star Alliance, Skyteam и oneworld, преимущество собственные залы некоторых других авиакомпаний и аэропортовые залы для пассажиров иных перевозчиков. Затем того, как в аэропорту Ataturk, для пассажиров бизнес-класса Turkish Airlines перестаньте предусмотрен отдельный вход №5.
Как и в большинстве других крупных аэропортов мира, свежеиспеченный аэропорт Стамбула будет «тихим»: объявлений о регистрации или начале посадки неважный (=маловажный) будет, за исключением внезапных изменений и других нестандартных случаев. Для пассажиров, прилетающих с стран Евросоюза и некоторых других стран, не будет контроля безопасности подле пересадке на другой рейс — они будут выходить из самолета приёмом в чистую зону вылета.
Транспорт. Парковки аэропорта будут рассчитаны на 18 тысяч крытых и 22 тысячи открытых мест. Изо-за малого числа рейсов пока работает 5 автобусных маршрутов вместо ожидавшихся 16. Помимо того, на них действует скидка в 50% от стандартных тарифов — так есть доехать до аэропорта пока можно в среднем за 10 турецких лир (около полтора евро).
Эти первые 5 маршрутов следуют из старого аэропорта Ataturk, ото районов Taksim и Beşiktaş, от районов Yenikapı, Bakırköy, Yenibosna, от станции метрополитен Kozyatağı и из района Bahçeşehir. Время в пути обещано от 100 накануне 115 минут.
Гораздо быстрее доехать можно будет после полноценного запуска аэропорта, которое все еще планируется на 31 декабря, однако и тогда на дорогу придется попивать минимум час из европейской части Стамбула и полтора из азиатской. Интервалы движения автобусов-экспрессов составят в различных маршрутах от 10 до 50 минут, а цена будет варьироваться ото 12 до 30 лир (1,8 — 4,5 евро). В частности, из старого города достоинство составит 18 лир (2,6 евро), а интервал предполагается в 11 минут. Автобусы должны жить(-быть оборудованы индивидуальными видеоэкранами, беспроводным интернетом и портами для зарядки мобильной электроники.
Граница метро из центрального района Gayrettepe, которая позволит доезжать до аэропорта по (по грибы) полчаса, будет запущена, по последним данным, лишь в 2020 году. Плавание на такси из того же района по незагруженной трассе занимает приближенно 40 минут, однако из других центральных районов срок может жить(-быть больше. Кроме того, после перевода всех рейсов нагрузка на автодороги запредельно возрастет и время в пути может увеличиться. Впрочем, сейчас продолжается строительство нескольких новых автотрасс в сторону аэропорта.
Позже поездки в аэропорт пассажирам придется преодолеть немалую дистанцию и внутри гигантского здания. Ото входа в терминал даже до ближайшего выхода на посадку — полкилометра за прямой, а до наиболее удаленного — почти полтора. Часть этого пути позволительно будет преодолеть на траволаторах.
Имеющиеся рейсы и процесс перевода. Авиакомпания Turkish Airlines — первейший перевозчик в новом аэропорту — пока обслуживает оттуда по одному рейсу в табель в Анкару, Анталью, Измир, а также в Турецкую республику Северного Кипра (Эркан) и Страна огней (Баку). Причем это не переведенные из старого аэропорта Ataturk, а дополнительные рейсы. Прайс на них ниже, чем на обычные из старого аэропорта, а вследствие чего спрос очень велик и большинство рейсов раскупаются заранее.
Обнаружить их в расписании есть по коду нового аэропорта — ISL После полного перевода рейсов новому аэропорту перейдет шифр аэропорта Ataturk — IST (а тому, в свою очередь, достанется ISL).
Таким образом, по крайней мере перед марта Turkish Airlines будет единственной летающей из нового аэропорта авиакомпанией. Превращение всех остальных пассажирских рейсов всех авиакомпаний из Ataturk в новый небесный причал должен произойти практически одномоментно в одну из мартовских ночей.
Аэродром. В части перронов и взлетно-посадочных полос титанический новый аэропорт будет запускаться поэтапно. Первоначально в работе будут две взлетно-посадочных полосы (хотя у каждой из них будет рядом полоса-дублер, используемая обычно наподобие рулежная дорожка, но готовая заменить основную полосу в случае каких-либо проблем), в перспективе их пятнадцать возрастет до шести (плюс минимум два дублера).
Итог проекта. Новомодный аэропорт позволит значительно увеличить число рейсов в Стамбул, в том числе с России. Он также радикально улучшит условия для пассажиров по сравнению с сыздавна переполненным действующим аэропортом Ataturk. Кроме того, резко снизится число рейсов, обслуживаемых получи удаленных стоянках без телетрапов — ожидается, что их будет не больше 20%. Turkish Airlines рассчитывает с помощью нового аэропорта резко увеличить семьдесят рейсов и направлений и существенно потеснить конкурирующие азиатские авиакомпании. За пять полет она предполагает поднять свой пассажиропоток в полтора с лишним раза — до 120 миллионов пассажиров в бадняк.
Однако и другие перевозчики смогут после перехода выполнять больше рейсов в Истанбул. При этом Старый аэропорт Ataturk полностью закрыт не будет, взять и лишится вскоре всех регулярных пассажирских рейсов. Во-первых, еще по мнению крайней мере год там сохранятся грузовые рейсы (затем они будут в свой черед переведены в новый аэропорт). Во-вторых, там останется авиация общего назначения и деловая воздухоплавание. Наконец, там же планируется проводить авиасалоны. По крайней мере отдел терминалов предполагается переоборудовать под авиационный университет, еще часть территории может душа парком.
Подробный фоторепортаж из нового аэропорта доступен странице Travel.ru в Facebook.