В Тeль-Aвивe зaпущeны шeсть бeсплaтныx aвтoбусныx мaршрутoв, рaбoтaющиx в шaбaт — eврeйскую суббoту, кoгдa oбычный гoрoдскoй трaнспoрт малограмотный ходит. Спрос в первые недели работы оказался настолько велик, что гармоника движения сразу была повышена, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Проект финансируется муниципалитетами Тель-Авива, Гиватаима, Кирьят-Оно и Рамат-Хашарона. Цифра маршрутов проложены петляющими трассами по этим районам, каждый из них проходит посредством центр Тель-Авива. В сумме обслуживаются 526 остановок. Организаторы схемы заявили, точно постарались завести маршруты к пляжам и развлекательным заведениям, которые пользуются большим спросом в суббота. Кроме того, маршруты избегают районов со значительной долей религиозных жителей, которые далеко не одобряют наличие субботнего транспорта.
Маршруты работают в пятницу с 17.00 до 2.00 (последние рейсы обычных маршрутов уходят по зиме около 15.00 или 16.00, чтобы успеть закончить рейс до заката), а вот и все в субботу с 9.00 до 17.00 (движение регулярного транспорта возобновляется ориентировочно по прошествии 18.00, то есть после заката). Вероятно, что ближе к лету план будет скорректирован, чтобы соответствовать более поздним закатам. Рейсы совершаются нечасто в 20 минут.
На маршрутах работают 19-местные микроавтобусы. Они набраны изо разных мест и имеют различную окраску в соответствии с обычными местами своей работы. Узнать их можно по синим наклейкам системы субботнего транспорта и номерам маршрутов — через 705 до 710. Посмотреть трассировку маршрутов можно на сайте проекта, ожидаемое час(ы) прибытия микроавтобусов — в мобильных приложениях Moovit или «Автобус неподалеку».
До того в Тель-Авиве в суббота работали лишь полдесятка довольно дорогих частных маршруток (еще ряд таких но линий соединяют Тель-Авив и его аэропорт с некоторыми другими городами страны, только многие территории все еще остаются без какого-либо транспорта не вдаваясь в подробности). Регулярный субботний городской транспорт в Израиле до сих пор работал не более в Хайфе, Эйлате и Назарете. В последние годы жители все больше требуют появления транспорта в суббота в нерелигиозных районах, но процесс идет довольно медленно.
Однако в целом вояжировать по Израилю для самостоятельных туристов стало радикально проще и гораздо меньше за последние два года — после введения и усовершенствования системы проездных. В надежде выиграть от ценовых новаций, туристу требуется обзавестись местной постоянной карточкой Rav Kav. Возлюбленная доступна в том числе в тель-авивском аэропорту Ben Gurion и стоит 5 шекелей (1,3 евро) либо вместе бесплатна (если пассажир пожелает сделать ее личной с фотографией). Rav Kav можно эксплуатировать как электронный кошелек (для разовых поездок) или как носитель проездных билетов.
К примеру, денной проездной на автобусы и поезда по центральному Тель-Авиву или центральному Иерусалиму возможно ли Хайфе сейчас стоит 13,5 шекелей (3,5 евро) — это себестоимость всего двух разовых билетов, недельный проездной — 64 шекеля (16,5 евро). Денной проездной с основными пригородами в каждом из этих городов стоит 21,5 шекелей (5,5 евро), недельный — 94 шекеля (24 евро). Такие тель-авивские проездные включают и небесный причал. Дневной билет на весь Тель-Авив и весь Иерусалим, включая поезда и автобусы средь этими городами и в аэропорт плюс городской транспорт, стоит 32,5 шекеля (8,4 евро). Этакий же дневной проездной между Тель-Авивом и Хайфой (включает также Акко, Назарет, Нетанию, Хадеру, Кейсарию, Ашдод, воздушная гавань и любые города между ними) обходится в 40 шекелей (10,3 евро).
Денной проездной по всему Израилю стоит 60 шекелей (15,4 евро), менструальный билет на всю страну — 900 шекелей (232 евро). Он мало-: неграмотный включает транспорт палестинской автономии, а также поездки в Эйлат. Посмотреть все возможные проездные только и остается на сайте Rav Kav. Проездные действуют в любых автобусах независимо от перевозчика, а тоже в трамваях, поездах и хайфском подземном фуникулере.
Стоит иметь в виду, что нет слов внутригородских автобусах билеты могут не продаваться вообще (пассажир должен располагать с собой Rav Kav с проездным или запасом денег). Удобнее всего зачислять проездные в автоматах получи и распишись вокзалах и некоторых автовокзалах, а также в мобильном приложении. Это также можно работать в пригородных и междугородных автобусах, но в этом случае нужно суметь объяснить водителю, какой-нибудь именно проездной требуется — многие из водителей не знают детали системы проездных и повально их виды.
Пополнять электронный кошелек (для разовых поездок) можно платежами по части 30, 50, 100, 150 или 200 шекелей. При этом на счет зачисляется получи и распишись 25% большая сумма — например, 37,5 шекелей при платеже в 30, не то — не то 62,5 шекелей при платеже в 50. Фактически это представляет собой скидку в 20% после использование Rav Kav вместо наличных при покупке разовых билетов. Туристам на ключевой случай обычно хватит платежа в 30 или 50 шекелей. Разовые билеты согласно городу обычно стоят 5,9 шекеля (1,5 евро) и дают бесплатную пересадку в ориентация 90 минут (валидировать карточку нужно при каждой пересадке).